Футуропрактик, медицинский архитектор и гибридный лидер: на «Цифроайтимеде» в Сеченовском Университете назвали профессии будущего

В Первом МГМУ появились новые форматы подготовки специалистов на стыке медицины, инженерии и IT
Цифровые технологии развиваются так быстро, что традиционное образование за ними не успевает. Поэтому в Сеченовском Университете создают новые образовательные программы и форматы, объединяющие разные области знаний. Какие специальности уходят в прошлое, а за какими — будущее, обсудили во второй день саммита «Цифроайтимед», который был посвящен образованию на стыке медицины и IT и собрал руководителей, студентов ведущих вузов и представителей бизнес-партнеров.
От биоинженерии до промышленного дизайна
Выявлять закономерности на основе терабайтов данных, обучать искусственный интеллект, делать прогнозы за считанные минуты — такие задачи, о которых еще десять лет сложно было помыслить, постепенно становятся обыденностью для врачей-исследователей. По словам директора Департамента развития отраслевых партнерств и технологических проектов Сеченовского Университета Валерии Кузоватовой, специалист для медицины будущего — это не просто человек с двумя дипломами: «Это человек с новой, гибридной картиной мира, способный говорить на языках и клиники, и кода».
А это значит, что нужен и гибридный руководитель, считает директор по развитию Центра развития здравоохранения Школы управления «Сколково» Марина Казанфарова. В прошлое уйдет должность управленца, который руководит людьми одной профессии. В одной команде неизбежно окажутся представители разных специальностей, и от того, насколько лидеры будут способны объединить их, будет зависеть успех всего проекта. «Другой навык, который по прогнозу футуристов будет в первую очередь требоваться от руководителя, — умение масштабировать проекты. Есть огромное количество успешных пилотных проектов, но специалистов, которые могут заглянуть за горизонт и вывести «пилоты» на новый уровень, немного», — сказала эксперт.
«Очень хочется заниматься не столько футурологией, сколько футуропрактикой: не предсказывать, что будет, а проектировать, как должно быть, —считает директор экспертной группы по обороту медицинских данных АНО «Цифровая экономика». — Для этого невозможно переоценить важность доступности обезличенных медицинских данных — на основе них можно обучать модели и делать предсказания, которые раньше казались фантастикой». В то же время надо понимать риски, связанные с ИИ, а этому тоже нужно учиться, добавил он: «Мы с коллегой разговаривали и даже придумали дисциплину, которая называется «Технологии и недоверие искусственному интеллекту».
По мнению Марины Казанфаровой, с развитием ИИ выиграют и те, кто сочетает интеллектуальную работу с ручной, работает непосредственно с человеком, — это и врачи, и инженеры.
А стать специалистом, который объединит в себе и то и другое, можно в Передовой инженерной школе Сеченовского Университета, рассказала директор Офиса образования Передовой инженерной школы «Интеллектуальные системы тераностики» Сеченовского Университета Кристина Ваулина. «Врачи говорят на языке тела, инженеры — на языке пространственных форм и чертежей, и много времени и сил уходит на выстраивание коммуникации. Поэтому был запрос от клиник и индустрии соединить эти два направления. Мы запустили программы бакалавриата и магистратуры, которые готовят медицинских инженеров. У нас уже отучилось 272 инженера предприятий, которые занимаются непосредственно медицинским оборудованием».
Сомнений в мультидисциплинарности подхода не остается, если взглянуть только на количество компетенций, которые получат выпускники новой программы, запланированной вместе с Росатомом и Ростехом, — «Архитектор медицинских изделий». Дисциплин около тридцати, и среди них — биомеханика и биоинженерия, экосистема здоровья, инженерная физиология, машинное обучение, промышленный дизайн, анализ больших данных в здравоохранении и другие. В итоге, по словам Ваулиной, получится специалист, который способен управлять полным циклом создания медицинского изделия.
Спрос будет расти и на медиков, которые владеют телемедицинскими и программно-аппаратными решениями, так как недавно в России разрешили дистанционные медосмотры для водителей и работников вредных производств, сказал председатель правления Союза развития персонализированной медицины Петр Кузнецов.
Медик с IT-компетенциями, а не наоборот
Цифровые технологии развиваются быстрее, чем можно интегрировать их в традиционный образовательный процесс, поэтому в Сеченовском Университете используют новые подходы, сказала проректор по учебной работе Университета Татьяна Литвинова: «Студенты могут выстроить профессиональную траекторию и получить не только медицинское образование, но и дополнительные компетенции, без которых не обойтись, чтобы стать специалистами будущего».
Эти компетенции можно получить в Центре цифровой медицины, совместном кампусе Сеченовского Университета и «Школы 21», где обучают по уникальной методике «равный равному» — как рассказала руководитель службы по сопровождению участников Цифрового кластера «Школа 21. Сеченов» Алиса Кирютенко, студенты без начальной IT-подготовки осваивают цифровые компетенции через проектную работу. А также можно пройти обучение на Цифровой кафедре, созданной в рамках программы «Приоритет-2030» (нацпроект «Молодежь и дети»). Руководитель Цифровой кафедры Игорь Шадеркин отметил, что будущие врачи, программисты и администраторы работают в междисциплинарных командах, создавая реальные цифровые продукты. В этом году по решению ректора Сеченовского Университета будет создан Институт цифрового биодизайна и искусственного интеллекта, который объединит разные направления и ресурсы для формирования IT-компетенций. Студенческие команды уже реализовали 85 проектов, а 5 из них довели до уровня прототипов.
В Сеченовском Университете готовят медиков с IT-компетенциями, а не просто программистов, отметил проректор по цифровой трансформации Сеченовского Университета Алексей Аносов. «Уже через три — пять лет не будет такой потребности в айти-специалистах начального и среднего уровня, как сейчас, — искусственный интеллект существенно сократит ее. Уже сегодня в командах разработки мы отказываемся от фронтенд-разработчиков, есть скрипты, есть фреймворки, которые позволяют писать программный код гораздо быстрее. И поэтому важно готовить специалистов, которые умеют применять современные инструменты — обрабатывать, анализировать большие данные, создавать системы поддержки принятия врачебных решений, обучать нейросети, создавать цифровых помощников, то есть строить мостик между медициной и IT».
Цифровое образование от специалистов Сеченовского Университета доступно не только его студентам. Такие ресурсы, как «Морфология человека online», «Атлас ЭКГ», «Атлас биоколлекций», разработанные вместе с выпускниками цифровых программ, уже пользуются интересом более чем у 4 200 пользователей, причем половина из них — студенты и преподаватели других медицинских вузов, рассказал Алексей Аносов.
Запущена и цифровая платформа «Биофабрикация». Новый прорывной продукт позволяет использовать математические модели и искусственный интеллект для прогнозирования поведения клеток при 3D-биопечати. «Эта платформа призвана кардинально удешевить дорогостоящие доклинические исследования, позволяя ученым оптимизировать эксперименты в цифровой среде перед работой с реальными материалами», — рассказал директор Центра разработки информационных систем и цифровых сервисов Сеченовского Университета Намиг Самедов. Он пригласил студентов участвовать в доработке всех этих продуктов, отметив, что именно такой практико-ориентированный подход готовит востребованных специалистов.
В этом году в университете вместе с Фондом «Сколково» открывают и новую кафедру. Она будет работать на базе Института трансляционной медицины и биотехнологий Сеченовского Университета. На кафедре можно будет получить компетенции на стыке биоэкономики, химии, физики, микроэлектроники, робототехники, медицины и других дисциплин. «Мы поставили амбициозные цели, чтобы ежегодно здесь рождалось больше 20 стартапов, выпускались 100 человек и привлекали 100 миллионов инвестиций. Наша кафедра станет местом рождения технологий и компаний — не просто научных групп, а именно технологических компаний выпускников», — сказала завкафедрой, управляющий директор биологических и медицинских технологий Фонда «Сколково» Камила Зарубина.
Доверяй, но проверяй
При этом фундаментальные и практические медицинские знания никуда не денутся — они остаются важнейшей частью подготовки в Сеченовском Университете. Как отметил директор Научно-технологического парка биомедицины Магомед-Салах Газимиев, постоянно делегируя большую часть своих функций ИИ, можно разучиться применять свои знания, ставить задачи, принимать решения. «Нужно развивать свои интеллектуальные возможности, быть на голову выше, чем интеллект, которому вы доверяете, конкурировать с ним», — сказал директор НТПБ.
Это можно сравнить со способностью считать в уме, считает профессор кафедры фармацевтической и токсикологической химии Института фармации им. А. П. Нелюбина Сеченовского Университета Валерий Смирнов: «Нам запрещали пользоваться калькулятором до 10-го класса, и я замечательно умножал четырехзначные и трехзначные числа в уме. Как только нам разрешили пользоваться калькулятором, меньше чем за полгода этот навык исчез». Тем не менее без ИИ не обойтись, чтобы обрабатывать большие данные, добавил он. Фармацевт нового поколения применяет новые технологии, чтобы прогнозировать действие лекарств, выявлять наиболее эффективные соединения, синтезируя миллионы вариаций, искать корреляции с тем или иным заболеванием.
Исследования показывают, что диагностические возможности ИИ, как и способность ухватить главное, например, для составления заданий для студентов, пока не всегда дотягивают до экспертного уровня. Поэтому участники саммита сошлись на том, что IT-образование должно в первую очередь учить мыслить критически — правильно ставить задачи и перепроверять, не приукрасил ли искусственный интеллект данные, сгенерированные из бесконечного потока информации.
Саммит «Цифроайтимед» организовали Сеченовский Университет и Сбер. Мероприятие прошло при поддержке Минздрава России, Минобрнауки России, Минцифры России в рамках «Клиники-без-границ» — стратегического технологического проекта в рамках реализации программы «Приоритет-2030» (нацпроект «Молодежь и дети»).
Подробнее о том, как прошел ll день саммита, смотрите в нашем видео.